О компании Новости Услуги Наши преимущества Заказчики Работы Вакансии Контакты
   

Новости

Беспилотник вне закона


Совместный проект "КАМАЗа" и разработчика ИT-решений Cognitive Technologies по созданию беспилотного грузовика не может полноценно развиваться из-за полного отсутствия в России законодательного регулирования в сфере беспилотных аппаратов. В частности, компания не может протестировать разработку на дорогах общего пользования. Комитет Госдумы по науке и наукоемким технологиям поддерживает поправки в различные нормативно-правовые акты, а Cognitive Technologies рассчитывает, что уже в июле удастся добиться внесения изменений в часть таких документов.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям депутат КПРФ Дмитрий Новиков отметил, что в России происходит быстрое расширение сферы применения беспилотных систем. По его словам, по технологическому уровню разработок в области беспилотных аппаратов Россия не уступает зарубежным странам. "Но в части законодательства мы отстаем, предстоит многое изменить, чтобы такие технологии могли эффективно развиваться", - отметил он, выступая на круглом столе, организованном комиссией по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при комитете Госдумы по науке и наукоёмким технологиям. По словам представителя Cognitive Technologies Николая Никольского, в самое ближайшее время беспилотные автомобили появятся на дорогах, и законодательные решения надо принимать как можно скорее. "Развитие проекта "КАМАЗа" и Cognitive Technologies тормозит не технологический момент, а именно законодательный - отсутствие регулирования этой сферы, в частности движения беспилотных транспортных средств по дорогам общего пользования", - отметил он. Подчеркнув важность таких систем для развития экономики РФ, генеральный директор ГК Cognitive Technologies, ответственный секретарь комиссии по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий Андрей Черногоров считает, что в законодательстве необходимо дать расшифровку термина "беспилотное транспортное средство" (БПТС), а также определить, что включают в себя термины "управление БПТС", "водитель БПТС" и др. Выступая с посланием к Федеральному Собранию в декабре 2015 г., президент России Владимир Путин также отмечал их роль: "По таким направлениям, как нейротехнологии, беспилотные технологии в авиации, да вообще на транспорте, системы хранения и распределения энергии, у России есть все шансы среди первых прорваться на глобальные рынки, причем уже в ближайшее время, в ближайшие годы". "Технологии обгоняют законодательство. В какой-то момент произойдет так, что беспилотный грузовик будет стоять и ждать, когда ему разрешат выехать за пределы завода. Мы хотели бы, чтобы период этого простоя был минимален", - сказал Андрей Черногоров. Он напомнил, что, согласно технологической карте проекта, беспилотный "КАМАЗ" будет готов технологически выехать на дороги общего пользования к 2018 г. По его оценкам, до 2020 г. по дорогам России начнут ездить и легковые беспилотные автомобили. Андрей Черногоров надеется, что до окончания весенней сессии Госдумы комитету удастся закрепить новую терминологию в Правилах дорожного движения, федеральные законах "О безопасности дорожного движения" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Следующее заседание комиссии по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем назначено на начало июля, где продолжится обсуждение этой темы. Во время осенней сессии комитет планирует обсудить регулирование норм по передвижению БПТС по дорогам общего пользования. Комитет Госдумы по науке и наукоемким технологиям придерживается позиции, что беспилотник может передвигаться по дорогам общего пользования только в тех случаях, когда в машине присутствует водитель. Андрей Черногоров подчеркнул, что законодательство большинства стран запрещает использование полностью автономных автомобилей на дорогах общего пользования. Однако в США - во Флориде, Неваде и Мичигане - появились законодательные акты, регламентирующие испытания и передвижения беспилотных транспортных систем. Как считают представители комитета, ответственность за ДТП с участием БПТС лежит также на водителе. Однако по словам руководителя робототехнического центра фонда "Сколково" Альберта Ефимова, ответственность за такие аварийные ситуации должна лежать не на водителе, а на производителе автомобиля и страховых компаниях. "Иначе вся польза от беспилотников пропадает, так как их основная цель этих систем - соблюдение безопасности", - пояснил он. Заместитель директора Института проблем информатики РАН Павел Степанов смотрит на отрасль беспилотников шире. Он отметил, что существует много разновидностей беспилотных аппаратов: морские, подводные, летательные, космические, а также те, которые работают в толще земной коры. "Для регулирования их деятельности нужно не вносить изменения в отдельные нормативные акты, а создавать госпрограмму", - считает он. Кроме того, по его мнению, на государственном уровне должен быть единый орган, контролирующий всю экосистему беспилотников. По мнению Андрея Черногорова, беспилотные транспортные и летательные аппараты - две разные сферы и регулировать каждую из них надо по отдельности. Президент Ассоциации консультантов по логистике, управлению и реинжинирингу (АКЛУР) Захирджан Кучкаров полагает, что с регулированием беспилотных систем нельзя торопиться. "Приняв быструю затычку, мы тут же начнем вносить изменения и дополнения. Нужна системная концептуальная проработка понятий и терминов, нужно определить тезаурус, юридические конструкции, - отметил он. - Надо поспешать не торопясь". Альберт Ефимов отметил, что российская отрасль беспилотных систем технологически отстает от зарубежной на пять-шесть лет. Однако это можно будет наверстать. "25% стоимости премиального современного авто - это ПО, и эта доля будет расти. Сила России в ПО: после оружия, нефти и газа программное обеспечение - это третья по доходности статья экспорта в нашей стране", - подчеркнул он. Он напомнил, что более 10 компаний фонда "Сколково" уже два года работают над различными компонентами беспилотных систем: навигацией, системами управления, машинным зрением. "Наш опыт говорит о том, что это направление - стратегически важное, но катастрофически недофинансированное. Если сравнить с бюджетами крупных западных компаний, то наше финансирование - ничто по сравнению с конкурентами", - посетовал Альберт Ефимов. Как заявил начальника отдела технической политики госкомпании "Российские автомобильные дороги" (Росавтодор) Юрий Рюмин, мало сделать беспилотные автомобили, нужны и "умные" дороги. "Необходимо инвестировать в развитие интеллектуальных транспортных систем и обеспечение взаимодействия автомобилей и дорожной инфраструктуры, - сказал он. - Причем оснастить дорожную инфраструктуру специальным ПО стоит не так дорого, как сделать беспилотник". Один из участников круглого стола с иронией подметил: "Мне нравится концепция "умных дорог" и "умных" автомобилей, потому что, как мне кажется, так мы сможем решить все проблемы России, которые, как известно, заключаются в дорогах и дураках на дорогах". источник: http://www.comnews.ru/node/100304#ixzz44SYmK9j9


Назад к списку



 
    Группа компаний «Варлок»
г. Казань, ул. Галиаскара Камала, д. 41
тел./факс: (843)205-30-20, (843)205-30-60